Безналичный оборот денежных средств между юридическими лицами осуществляется при помощи операций списания денежных средств с расчетного счета плательщика и зачисления их на счет получателя. Расчетный счет в банке предназначен для хранения денежных средств юридического лица и проведения расчетов с контрагентами и государственными органами. Межбанковские расчеты осуществляются при помощи корреспондентских счетов. Посредником в данных операциях выступает банк. Без открытия расчетного счета в банке невозможно осуществление безналичных сделок между контрагентами.
Что такое расчетный счет ?
Расчетный счет – это основной банковский счет юридического лица, необходимый для ведения денежных операций при осуществлении предпринимательской деятельности. Расчетный счет в банке открывается индивидуальным предпринимателям (ИП) и коммерческим организациям-резидентам.
Основное назначение расчетного счета – хранение и распределение поступающих денежных средств организации или ИП, а именно:
- зачисление поступлений, отображение источника и суммы входящих денежных средств (выручка от реализации продукции, оказания услуг, выполнения работ, доходы от сдачи основных фондов в аренду, лицензионные платежи, страховые возмещения, безвозмездное получение активов, кредитные поступления, доходы от продажи имущества, штрафы, пени, курсовые разницы и другие),
- ведение текущих расчетов, связанных с эксплуатационной деятельностью юридического лица (закупка сырья и материалов у поставщиков, оплата оказанных услуг контрагентов, выплата заработной платы, арендные, кредитные, лизинговые, страховые платежи, взносы для участия в тендерах, штрафы, пени, платежи по судебным решениям и прочее),
- осуществление обязательных платежей в государственные службы (налоги, пошлины и таможенные сборы, акцизы, штрафы, пени),
- внесение, снятие и хранение наличных денежных средств.
Организация имеет право иметь неограниченное число рублевых счетов в одном или разных банках и свободно распоряжаться своими денежными средствами в рамках закона. Открытие нескольких счетов в разных банках оправдано в случаях внезапной блокировки счета или приостановке деятельности банка.
Расчетный счет имеет уникальный номер и состоит из 20 чисел, объединенных в 6 групп:
- 1-3 цифры. Отображение собственника (407 – юридическое лицо, 408 — ИП и физическое лицо, 405 или 406 – государственная организация).
- 4-5 цифры. Дополнительная информация о держателе счета.
- 6-8 цифры. Обозначение валюты (810 – рубли для внутренних переводов, 634 – рубли для международных переводов, 840 — доллары, 978 — евро).
- 9 цифра является контрольной при проверке написания счета.
- 10-13 цифры – подразделение банка.
- 14-20 цифры – уникальный номер клиента.
С целью исключения одинаковых счетов все уникальные номера расчетных счетов хранятся в единой банковской базе. Номер расчетного счета фиксируется в банковской справке при открытии счета и отображается в личном кабинете банк-клиенте.
Как осуществляется учет операций по расчетному счету юридического лица?
Бухгалтерский учет операций на расчетном счете ведется по счету 51 (отдельно по каждому из имеющихся в организации расчетному счету).
К основным операциям по расчетному счету организации относятся:
- Безналичные переводы.
- Прием и выдача наличных денежных средств.
Основанием для отражения движения средств на счете является банковская выписка, которая подтверждает выполнение операций. Банковская выписка формируется за определенный промежуток времени и хранится в банке 5 лет. Она дает полное представление обо всех финансовых операциях, осуществленных по расчетному счету юридического лица.
Учет хозяйственных операций с использованием расчетного счета (поступления и списания денежных средств) ведется на основании специальных форм: платежных поручений и требований, чеков, аккредитивов.
Платежные поручения (ПП) заполняются по установленному образцу и направляются в банк. Для осуществления перевода на расчетный счет другого юридического лица требуется оформить ПП с указанием полных и точных банковских реквизитов. Платежное поручение – это распоряжение плательщика своему банку о переводе определенной суммы на счет получателя.
Платежное требование и инкассовое поручение – это документ для осуществления изъятия денежных средств с расчетного счета плательщика на счет клиента банка без получения его согласия. При этом взыскание установлено законодательно и носит бесспорный характер.
Аккредитив – форма безналичных расчетов, при которой банк выступает посредником между контрагентами и обеспечивает гарантии выполнения условий сделки. Банк берет на себя обязательства мониторинга исполнения контракта и оплаты за выполненный объем работ.
Расчетный чек – распоряжение банку произвести перевод средств с расчетного счета плательщика (чекодателя) на счет получателя (чекодержателя).
Операции с наличными денежными средствами на расчетном счете имеют следующие типы документального оформления
- объявление на взнос — приказ владельца счета банку произвести зачисление денежных средств при внесении наличных денег из кассы в счет пополнения расчетного счета (по умолчанию банк вносит наличные в качестве выручки). При необходимости внесения личных средств (не выручки) следует подготовить экономическое обоснование и указать в квитанции фразу «внесение на счет собственных средств», либо вносить средства в качестве займа, дарения (требуется консультация специалиста обслуживающего банка).
- денежный чек (приказ о выдаче чекодержателю наличных денег с расчетного счета чекодателя). Снятие наличных денег с расчетного счета – процесс контролируемый и регламентированный. Чеки практически не используются, распространены корпоративные и личные банковские карты. Следует помнить, что расходы по корпоративной карте должны идти на нужды компании.
Как открыть расчетный счет для юридического лица?
Первоначально необходимо выбрать банк, в котором планируется открыть расчетный счет. В настоящее время банковские организации условно можно разделить на крупные и мелкие. Крупные коммерческие банки могут предложить полный комплекс услуг по финансовому обслуживанию. Небольшие мобильные банки предлагают открыть расчетный счет для юридического лица с минимальным уровнем затрат на обслуживание.
При выборе банка важно определиться с перечнем необходимых банковских услуг. Далее собрать информацию о банках, предоставляющих эти услуги, условиях обслуживания и требованиях к юридическим лицам. Например, если нужен расчетный счет в иностранной валюте, то Модульбанк предлагает онлайн открыть валютный счет совершенно бесплатно. Также Модульбанк предлагает тариф с бесплатным обслуживанием «Стартовый» для начала бизнеса. Подать заявку можно онлайн на сайте банка.
Коммерческие банки предлагают различные условия расчетно-кассового обслуживания (РКО).
Перечень услуг банковского обслуживания для бизнеса включает в себя: онлайн-бухгалтерию, обслуживание счета, эквайринг для расчета пластиковыми картами, проверку контрагентов, инкассацию, обмен валют, интернет-банк, выпуск и обслуживание карт, консультационные услуги личного менеджера и др.
Какие документы нужны для открытия расчетного счета?
Комплект документов для открытия расчетного счета юридического лица в банке не регламентирован и коммерческие банки имеют право определять перечень необходимой документации для открытия расчетного счета.
На примере Модульбанка комплект документации для открытия расчетного счета включает:
- свидетельство о государственной регистрации (ОГРН);
- доказательство постановки на учет в налоговой службе (ИНН/КПП);
- выписка из ЕГРЮЛ;
- учредительный документ (Устав);
- доказательство фактического юридического адреса (например, договор аренды);
- сведения о кодах государственной статистики;
- информация о налогообложении;
- правоустанавливающие документы на руководителя (приказ о назначении);
- удостоверение личности руководителя;
- оттиск печати и образцы подписей руководителей;
- лицензии, если это требуется по кодам ОКВЭД;
- заявление на открытие счета.
Индивидуальному предпринимателю необходимо будет предоставить:
- свидетельства о государственной регистрации;
- свидетельства о постановке на учет в налоговой службе;
- выписка из ЕГРИП;
- удостоверение личности предпринимателя (паспорт гражданина РФ);
- коды Росстата;
- оттиск печати и образец подписи руководителя;
- заявление на открытие счета.
После подготовки документов и подачи заявки на открытие расчетного счета необходимо подписать Договор на банковское обслуживание и настроить банк-клиент.
Как закрыть расчетный счет?
При расторжении Договора с банком расчетный счет закрывается. Прекращение отношений с банковским учреждением сопровождается выводом имеющихся на расчетном счете денежных средств и аннулировании учетной записи клиента по заявлению клиента. Заявитель обязан указать причину и дату закрытия счета, сдать чековые книжки и корпоративные карты, уплатить сумму банку за обслуживание. В завершении процедуры закрытия юрлицо должно получить выписку по закрытому расчетному счету.
При завершении обслуживания доступ в личный кабинет блокируется и расчетные операции по счету не осуществляются. Юридическое лицо должно своевременно уведомить контрагентов о смене банковских реквизитов, так как при поступлении денег от контрагентов на закрытый расчетный счет банк перенаправит средства обратно, и сроки взаиморасчетов с заказчиками увеличатся.
В системе взаиморасчетов между экономическими субъектами преобладает безналичная форма денежного оборота, которая имеет преимущества перед оборотом наличных денег и поэтому является более эффективным инструментом взаимодействия. А с появлением современных платежных средств и инструментов банковская система стала важной составляющей оборота наличных денег и безналичных платежей.
Подробнее по расчетному счету банка Тинькофф и другим можно посмотреть нажав кнопку ниже
Добавить комментарий